Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :



Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 14 [показано 5]
  1. Концепт солнце в русских волшебных сказках
    Степень соответствия запросу: 51,17%
    Фрагменты текста поста : ... Концепт солнце в русских волшебных сказках Появление термина «концепт» в русской лингвистической школе связывают с именем С... ... Лихачев считает, что «концептосфера языка – это в сущности концептосфера русской культуры» [Лихачев, 1993, 6 ], а «Словарь русской культуры» Ю... ... Степанова определяет концепт как «сгусток культуры в сознании человека... ... то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека... ... концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов, 1997, 40 ]... ... Так, в любой культуре представлены солярные мифы, которые, утратив свой мистический статус, тем не менее продолжают оказывать влияние на культуру народа в качестве художественных образов, прецедентных текстов... ... ), а именно такое восприятие характерно для мифа и сказки... ... Не только такие жанры устного народного творчества, как пословицы и поговорки, но и сказки сохраняют и позволяют выявить наиболее древние смыслы концептов... ... Традиционно считается, что сказка – жанр коллективного творчества, предполагающий «совместную ориентацию духовной активности, совместное думанье, совместное оценивание и т... ... Поэтому в сказке, как и в других фольклорных жанрах, отражается именно народное, а не индивидуальное восприятие тех или иных нравственных категорий, событий, явлений... ... Слово солнце в русских народных волшебных сказках воплощает целую гамму концептуальных смыслов, отражающих национально-культурное мировосприятие... ... События сказки воспринимаются носителями языка как чудесные, то есть выходящие за рамки обычного или даже вовсе невозможные, в отличие от мифа: носитель мифологического сознания действительно верит в реальность описываемых в мифах событий, воспринимая миф не как выдумку, а как высшую форму реальности... ... Первое, на чем останавливается внимание исследователя, – то, что при всей очевидной значимости солнца для древних славян в сказках слово солнце встречается крайне редко... ... Но этому странному на первый взгляд явлению легко можно найти объяснение: «В древнерусских стихотворениях, сказках и песнях, как вообще в народной поэзии других наций, не найдете ни одного подробного описания природы, которое само по себе составляло бы главный предмет рассказа... ... Действительно, солнце в значении «светило» (без дополнительных оттенков) в волшебных сказках встречается лишь тогда, когда событие, с ним связанное (чаще всего – заход солнца), значимо для повествования: например, если до этого времени герой должен сделать сложную работу (например, сказка «Ювашка Белая Рубашка»)... ... Однако и с точки зрения мифологического восприятия солнца умолчание кажется оправданным: прямое обращение к божеству для достижения прагматического эффекта уместнее в заговоре, нежели в сказке, преследующей (кроме развлекательных) нравственные цели [см... ... Чаще всего в сказках используется не слово солнце , а его дериват с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко , что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту... ... Обусловленные когда-то первобытным мифическим мировидением, древние метафоры повторяются уже по привычке, превращаясь в своеобразные фразеологизированные клише, столь характерные для фольклорных жанров... ... О восприятии солнца как «красивого» свидетельствует и возникающий в сказках идеал красоты... ... Встречаются прямые сравнения с солнцем, например в сказке «Орон Верный»: Марфа Прекрасная что красно солнышко... ... Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц (сказка «Брат и сестра»)... ... например в сравнительном обороте дом, весь в золоте – вроде солнца огонь, как и в примере из сказки «Брат и сестра», кроме концептуального смысла солнце – «красота»,реализуется концептуальный смысл «солнце – золото»... ... В контексте этой мифологемы Афанасьев объясняет такие, например, сказки, как «Сказка о Летучем корабле», «Иван – коровий сын» и др... ... В волшебной русской сказке солнце нередко персонифицируется, например, как скачущий всадник (мотив, близкий к мифу – изображение светила как едущего в колеснице или скачущего по небу), – сам красный, одет в красном и на красном коне (сказка «Василиса Прекрасная»)... ... Солнце в некоторых сказках является активным действующим лицом, наравне с героями-людьми... ... Любопытно, что в сказках нет прямой характеристики, описания солнца... ... как правило, в сказках глаголы и прилагательные, относящиеся к солнцу, употребляются в среднем роде, согласно норме современного русского языка... ... В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» вообще не содержится никакого указания на то, мыслилось ли солнце в связи с женским или мужским началом... ... В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич обращается к Солнцевой сестре: «Солнце, Солнце... ... Восприятие солнца в связи с мужским началом представлено в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (существуют различные варианты сказки, но описываемый факт неизменен от варианта к варианту) Солнце берет в жены девушку, следовательно, мыслится как мужчина, причем как зрелый мужчина (а не младенец и не старик)... ... Таким образом, в этой сказке реализуется также концептуальный смысл «солнце – любимый, значимый человек» , возможно также «солнце – властелин»... ... Из текста сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» не удается установить даже того факта, насколько Солнце внешне видится похожим или непохожим на человека (утрата антропоморфности может указывать на тотальное переосмысление солнца не как божества, а как одушевленного природного явления)... ... Заметим, что в этой сказке солнце выступает как начало мужское, активное, деятельное, позитивное... ... Антропоморфность солнца (как героя русской волшебной сказки) подчеркивается еще и тем фактом, что в сказках встречаются персонажи, связанные с Солнцем узами кровного родства: Солнышкина Мать (сказка «Как Господь ходил по земле [Марко Богатый]») и Солнцева сестра (сказка «Ведьма и Солнцева сестра»)... ... В этих сказках реализуются концептуальные смыслы «солнце – мудрость» и «солнце – вечность»... ... Например, в сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич в поисках убежища проходит мимо трех других героев – портних, Вертодуба и Вертогора – но выясняется, что все они «скоро» умрут... ... Также в этих сказках реализуется концептуальный смысл «солнце – даль»: живут и Солнцева сестра, и Солнышкина Мать где-то на краю света (точная локализация отсутствует), куда герою приходится «долго-долго ехать» (ср... ... этот концептуальный смысл репрезентирован не только в сказках, но и в других фольклорных жанрах, например, в пословицах: Солнце сияет на благие и злые... ... Хочется особо отметить, что солнце в сказках играет сугубо позитивную роль, осмысляется как благо и податель благ, практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это богатство, которое больше богатства... ... Так, в сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем (ср... ... Таким образом, в сказках репрезентирован концептуальный смысл: «солнце – благо», который представлен и в малых фольклорных жанрах: Солнце пригреет – и все поспеет , и в исторической песне: Красну солнышку поклонимся: Ты взойди, взойди, красно солнышко... ... Концептуальный смысл солнце – «благо» регулярно реализуется в волшебных сказках, причем даже в случаях, когда упоминается вредоносное действие солнца (например, укрыть... ... Итак, солнце в русских волшебных сказках мыслится не столько как субъект, сколько как явление природы, хотя и играющее огромную роль в жизни русского человека... ... В русских волшебных сказках солнце воспринимается как живое существо и заключает в себе мужское начало, представляется обладающим властью (концептуальные смыслы «солнце – живое существо»... ... Психолингвистические аспекты понимания текста как носителя определенной культуры // Русский язык в контексте современной культуры... ... Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т... ... Сказка, ее бытование и носители // Капица О... ... Русские народные сказки М... ... Словарь русской культуры... ... , 1997 Список фольклорных источников Великорусские сказки Пермской губернии: Сборник Д... ... Русские народные сказки М... ... Народные русские сказки А... ... Северные сказки: Сборник Н...
  2. «Идеологизация» риторики
    Степень соответствия запросу: 39,39%
    Фрагменты текста поста : ... «Идеологизация» риторики Светлана Чернышева «Идеологизация» риторики: поэтика «советской народной сказки»... ... В современном русском и западном литературоведении традиционным считается понимание культуры советской эпохи как мифотворческой, существующей по нормам тоталитарного мифа и узаконенной с помощью ритуала как основного средства... ... Становящейся советской культуре необходимо было каждого члена общества вовлечь в культурное строительство (без чего невозможно было бы создание «общесоциалистического» мифа о прекрасном государстве)... ... С этой точки зрения совокупность культурных текстов советского времени может рассматриваться как способ творения мифа об идеальном государстве, а функционирование текстов в культуре есть целенаправленное транслирование мифа в массовое сознание... ... Таким образом, каждый культурный текст этого времени становится изложением в сжатом виде системы советской культуры, иначе говоря - ее моделью... ... Смирнов), социалистическая культура не изобретает собственных механизмов идеологического воздействия, а облекает новое содержание в зафиксированные в культурной памяти нации архаичные формы (отсюда насущная задача поиска подходящих форм... ... Отсутствие значимости внутреннего содержания позволяет говорить о разрушении традиционной знаковой сферы в рамках социалистической культуры... ... Так культура советской эпохи доходит до степени полного замещения реального мира – Нарративом, или идеальными дискурсивными конструкциями, несущими определенную идею (ср... ... : «Социалистический реализм – совокупность нарративов, не оставляющих места в культуре никакому иному способу моделирования мира» - Смирнов 1995 : 285)... ... Любой словесный текст советской эпохи, таким образом, проявлял черты риторического или риторизованного жанра и представлял собой набор концептов, участвующих в становлении социалистической культуры... ... 1920 - 1930-е годы характеризуются не только активным собиранием и изучением фольклора, но и широким распространением фольклорных жанров в литературе (литературные сказки в «детской» и «взрослой» литературе: А... ... Сказка как фольклорный жанр, с одной стороны, в полной мере репрезентирует ритуал, а с другой – позволяет использовать архаичные формы производства смыслов... ... Одновременно с этим главное, что мы наблюдаем в становлении советской литературы и культуры, - это в первую очередь отказ от сказки , что в широком смысле означает реализацию концептуального для советской эпохи отказа от вымысла , наблюдаемого на различных уровнях (например, эта идея выражена в известной формуле «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»... ... В фольклоре народов Севера концепт `правды` актуализируется следующим образом: сказки, записанные в 1930 - 1950-е годы, нередко имеют вместо традиционной концовки такие формулы, как: «Но только это сказка... ... Это – сказка» (интересно, что подобные концовки зафиксированы и в фольклоре Новгородской области, собранном в более позднюю эпоху - в 1963-1999 гг... ... Важно при этом заметить, что жанр сказки наиболее легко поддается данному идеологическому изменению по причине отмеченной В... ... неуклонно нарастает поток мемуаров, статей, гимнов и прочих произведений, посвященных основателю великого государства» [ Вайскопф 2001 : 72], а также «его самому близкому другу и товарищу» (как гласит нанайская народная сказка)... ... Интересно, что при этом сюжет сказки нередко остается прежним, лишь переосмысливаясь, то есть в сказочные формулы вплетаются риторические и происходит характерная подмена: изначально не обладающему дидактичностью жанру приписываются функции и свойства жанра воспитательного... ... Традиционное для фольклора сравнение богатыря с орлом нередко встречается и в сказках о вождях (например, в сказке «Как два могучих орла к эвенкам прилетели»)... ... Важно отметить, что богатыри Ленин и Сталин имеют одно существенное отличие от всех прежних богатырей: в контексте сказок (и культуры в целом) они все делают для народа, в чем порой противопоставляются другим героям (см... ... , например, нанайскую сказку «Солнце народа», где уже в заглавии выявляется означенный мотив)... ... Метасюжетом в сказках северных народов является (космогонический) сюжет, объясняющий, почему в тундре так мало солнца или повествующий о появлении солнца в данной местности (что, видимо, связано с климатическими условиями в первую очередь)... ... Не удивительно, что в рамках новой советской культуры солнце метонимически соотносится с Советской властью, а богатыри, раздобывшие его – с вождями... ... («Сказка о Солнце», «Солнце», «Звезда счастья», «Кто дал эвенкам солнце... ... Наиболее распространенным вариантом идеологических трансформаций является сохранение традиционной структуры сказки при одновременном изменении смысла любого из элементов этой структуры (это становится возможным при отмеченном выше принципиальном разделении составляющих частей ... ... Такова, например, эвенкийская сказка «Кто дал эвенкам солнце... ... Думается, что в советское время не было сложено ни одной по-настоящему новой сказки, а только соответствующим образом трансформировались давно известные и закрепленные в сознании сюжеты... ... Например, в сказке «Сталин смотрит на Север» (впервые опубликованной в ханты-мансийской газете «Сталинская трибуна» от 11... ... Характерно, что в этой сказке не происходит никакого действия, за исключением описания того, как великий вождь Сталин преобразовал жизнь эвенков... ... Ключевыми здесь являются те же оппозиции, что и основополагающие для советской культуры в целом... ... Рассмотрим функционирование системы этих противопоставлений в конкретном тексте – саамской «Сказке о Солнце»: « Черное небо лежало над страной, и было там так темно , что люди друг друга едва видели... ... При этом реализуется не только метонимия «солнце – свет», но и метафора «солнце – просвещение» (последняя обретает особую значимость, если учесть заслуги Советской власти в распространении письменной культуры на Севере... ... Нетрудно заметить, что культ «нового» актуализируется в советской культуре с самого начала: она провозгласила себя связанной со всеми предшествующими эпохами лишь опосредованно – как с прошлым, от которого необходимо декларативно оттолкнуться... ... Закономерно, что, опираясь на ритуально-обрядовые формы закрепления в массовом сознании мифа, социалистическая культура выдвигает на первый план мотив становления ( пути )... ... Что касается народов Севера, то для означивания себя культура находит наиболее простой способ транслирования идеи – через фольклор, поскольку фольклорное слово северных народов обладает большей магической силой, чем, например, в центре России... ... Таким образом, закрепление истории об установлении Советской власти в сказке оказывается типологически сходным явлением с созданием «Краткого курса» и выполняет ту же функцию... ... Симптоматично, что в советских сказках народов Севера находит отражение и то сакральное отношение к Слову, которое было характерно для всей советской культуры... ... Здесь нельзя не упомянуть о том значении имени в советской культуре, которое оно приобретает в связи с разрушением традиционной знаковой сферы ( имя как означающее становится наиболее существенным, ... ... В финале герой оказывается наделенным самым значимым в культуре «социальным именем» - именем вождя народа Ленина или Сталина... ... Естественным образом возникает вопрос о том, насколько «истинно народными» были эти сказки... ... Известно, что некоторые наиболее талантливые сказители были награждены почетными грамотами Верховного Совета (что подтверждает, сколь значим с точки зрения культуры был человек, транслирующий сказку), но в целом трудно судить о наличии конкретного автора того или иного текста... ... Важно другое, а именно: наблюдается типологическое сходство в образной и композиционной структуре созданных в советскую эпоху сказок различных северных народов, и все эти тексты являются проводниками одной и той же идеи и пользуются набором определенных концептов, свойственных советской культуре в целом... ... Фольклорные тексты, наполняясь идеологическими комментариями, продолжали функционировать в культуре уже на другом уровне – не столько как развлекательные, столько как дидактически направленные... ... Словом, как это и было необходимо культуре, «развитие социалистической советской риторики» служило «эффективному образованию социалистического советского стиля жизни» - в никогда не пересекающемся с реальностью пласте идеального (идеологического) пространства [ Риторика и стиль 1984 : 23]... ... Ритуал и миф в тексте советской культуры (1920 – 1940-е гг... ... Культура Два... ... СНС 1951 - Сказки народов Севера...
  3. Алексей Лосев о «логосе», «идее» и мировоззрении
    Степень соответствия запросу: 6,93%
    Фрагменты текста поста : ... Древние греки прославились также и своей бесконечной любовью к слову, к разговорам, ко всякого рода спорам, доходившим до бесконечных прений и даже болтливости... ... Природа, общество и культура... ... Культура есть не просто природа, но такая природа, которая обрабатывается и развивается общественно... ... И культура есть не просто общество, но такое общество, которое развивается в определенных природных условиях... ... Отсюда следует, что школа мысли, желающая использовать для себя историю философии, должна уметь применять мыслительный аппарат к культуре, находя в ней такие единичные оформления, которые возникают как результат предельной обобщенности, а с другой стороны, также и такие предельные обобщенности, которые являются законом возникновения и получения всего единичного... ... Другими словами, история философии, если ее всерьез привлечь для школы мысли, может быть только философией культуры... ... Философия культуры как принцип переделывания, или преобразования, действительности... ... А так как философия культуры основана на указанной выше диалектике общего и единичного, то это значит, что школа философии, основанная на философии культуры, есть принцип переделывания, или преобразования, действительности... ... А кто владеет философской школой, тот владеет философией культуры... ... Но тот, кто владеет философией культуры, тот умеет не просто созерцать, но преобразовывать действительность, чего совершенно справедливо требует марксистское учение... ... Но отношен ие Я и не-Я совершается только в культуре... ... Следовательно, отношен ие Я и не-Я достигает своего предельного обобщения только в культуре... ... Последний вывод: если школа мысли есть школа философии, это значит, что она есть такое установление отношен ия Я и не-Я , когда это Я, как деятель культуры, есть такое Я, которое имеет своей целью практически преобразовывать всякое не-Я... ... Такое Я, которое не способно переделывать не-Я , не есть деятель культуры... ... а без этого невозможна ни философия культуры, ни школа философии, ни школа мысли вообще...
  4. Алексей Лосев о судьбе и «тупике мысли» на Западе
    Степень соответствия запросу: 2,09%
    Фрагменты текста поста : ... В ранний период древнегреческой культуры, который иногда называют "... ... Небесный свод был для древних высшей красотой, абсолютным разумом и даже самим божеством... ... Рабовладение было только тучным навозом для античной культуры... ... современными воззрениями античной культуры, то прочитайте в "... ... Вспомните, сколько напряжения в поисках героев Достоевского, в исканиях русской культуры Х I Х века вообще... ... Это напряжение мысли есть, конечно, не только у Достоевского и не только в русской культуре, но у всякого самобытного писателя и во всякой развитой культуре... ... Благодарность великим творцам культуры прошлого не имеет ведь ничего общего со слепым подражанием им... ... Ясно также, что индивидуализм, эта великая культура последних пятисот лет, прошла или проходит...
  5. Алексей Лосев о символе, диалектике, интеллигентности
    Степень соответствия запросу: 0,42%
    Фрагменты текста поста : ... Изучая любой факт из античной культуры, я не успокаивался до тех пор, пока не находил в нем такого свойства, которое бы резко отличало его от всего неантичного... ... В особенности он дал мне хороший корректив к моей давнишней ницшеанской оценке некоторых фактов античной культуры (только как раз не Сократа и Платона)... ... Шпенглер проморгал христианство, растворивши его в арабской и новоевропейской культуре... ... Пушкин и Лермонтов, они мне нравятся так, как они и всем нравятся... ... И далее: О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый... ... Это не Тургенев и не Пушкин...
История внешних поисковых запросов
English German French Spanish Italian Japanese

Самые Главные


Доктор Базанов в Тольятти предлагает

Анонсы статей по темам:


Индивидуальные Годовые Ритмы обретаются здесь

Оглавление категорий:

Сервисы:

Наши услуги:


Нас по- и читают:


free counters


Счетчик любви Google




Домен для тебя:


Хостинги любые:

Виртуальный хостинг от 1$, шаблон сайта бесплатно

Подпишитесь на бесплатную рассылку Лео Шарка:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ
РИТМ - ПОДРОБНОСТИ

  Ваше имя :
  Ваш надёжный email :

Поддержите рубликом жизнеспособность сайта!


Для самоделкиных и почемучкиных:


Солнечные Круги обретаются здесь

Избранный софт:



Thursday

На верх страницы .
Created in 0,49225 seconds Leo Sharq Design by Amalgams 2009