Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :



Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 19 [показано 5]
  1. Концепт солнце в русских волшебных сказках
    Степень соответствия запросу: 94,75%
    Фрагменты текста поста : ... Концепт солнце в русских волшебных сказках Появление термина «концепт» в русской лингвистической школе связывают с именем С... ... Понятийное ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы: Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций... ... Восход Солнца... ... Солнце – звезда-карлик... ... Вращение Земли вокруг Солнца... ... Греться на солнце... ... Подойти к солнцу (т... ... С олнце моё, не плачь... ... Солнце правды... ... Солнцем драматургии является Шекспир, солнцем математики – Лобачевский... ... , солнца, солнц ) Центральное тело других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу... ... Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной [МАС: 191 ] Концепт – это идеальная сущность, квант структурированного знания [см... ... заложенное в мифах восприятие мира, хотя и претерпевает изменения, все же влияет на формирование определенного «культурного ореола» слова солнце... ... В частности, до сих пор в русском языке очень активны словосочетания и синтаксические конструкции, свидетельствующие о восприятии солнца как живого и активного субъекта ( смеющееся солнце, солнце сжигает, злое солнце и т... ... ), а именно такое восприятие характерно для мифа и сказки... ... Кроме того, в русском языке существуют пословицы и поговорки, расширяющие восприятие концепта «солнце» и утверждающие восприятие солнца и как духовно значимого: и на солнце есть пятна (солнце как образец добродетели, чистоты) , за ушко да на солнышко (солнце как высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете), солнце правды, солнце истины (об Иисусе Христе) и некоторые др... ... Не только такие жанры устного народного творчества, как пословицы и поговорки, но и сказки сохраняют и позволяют выявить наиболее древние смыслы концептов... ... Традиционно считается, что сказка – жанр коллективного творчества, предполагающий «совместную ориентацию духовной активности, совместное думанье, совместное оценивание и т... ... Поэтому в сказке, как и в других фольклорных жанрах, отражается именно народное, а не индивидуальное восприятие тех или иных нравственных категорий, событий, явлений... ... Слово солнце в русских народных волшебных сказках воплощает целую гамму концептуальных смыслов, отражающих национально-культурное мировосприятие... ... События сказки воспринимаются носителями языка как чудесные, то есть выходящие за рамки обычного или даже вовсе невозможные, в отличие от мифа: носитель мифологического сознания действительно верит в реальность описываемых в мифах событий, воспринимая миф не как выдумку, а как высшую форму реальности... ... Первое, на чем останавливается внимание исследователя, – то, что при всей очевидной значимости солнца для древних славян в сказках слово солнце встречается крайне редко... ... Но этому странному на первый взгляд явлению легко можно найти объяснение: «В древнерусских стихотворениях, сказках и песнях, как вообще в народной поэзии других наций, не найдете ни одного подробного описания природы, которое само по себе составляло бы главный предмет рассказа... ... Действительно, солнце в значении «светило» (без дополнительных оттенков) в волшебных сказках встречается лишь тогда, когда событие, с ним связанное (чаще всего – заход солнца), значимо для повествования: например, если до этого времени герой должен сделать сложную работу (например, сказка «Ювашка Белая Рубашка»)... ... Итак, солнце само по себе, как светило, не значимо для человека того времени... ... Однако и с точки зрения мифологического восприятия солнца умолчание кажется оправданным: прямое обращение к божеству для достижения прагматического эффекта уместнее в заговоре, нежели в сказке, преследующей (кроме развлекательных) нравственные цели [см... ... Чаще всего в сказках используется не слово солнце , а его дериват с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко , что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту... ... Но кажется значимым то, что «народ в этих определениях никогда не смешивает понятий даже синонимически и с неизменной верностью говорит, например, красно солнце, светел месяц, ярки звезды... ... По данным «Русского ассоциативного словаря» [Караулов, 1994, 157 ] слово красное является до сих пор одной из наиболее стойких ассоциаций к слову солнце... ... В сочетании красно солнышко слово красный употреблялось изначально в значении красивый , а цветовое значение – результат более позднего переосмысления (к этой мысли подводит нас еще и тот факт, что солнце бульшую часть времени видится желтым или белым и лишь на закате оно представляется красным)... ... О восприятии солнца как «красивого» свидетельствует и возникающий в сказках идеал красоты... ... Встречаются прямые сравнения с солнцем, например в сказке «Орон Верный»: Марфа Прекрасная что красно солнышко... ... Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц (сказка «Брат и сестра»)... ... В этих примерах реализуется концептуальный смысл «солнце – красота»... ... В приведенном выше фрагменте есть и непрямая апелляция к солнцу: золото издавна считается «солнечным» металлом (вероятно, оттого, что оно желтого, «солнечного», цвета и ярко блестит – «горит» на солнце)... ... например в сравнительном обороте дом, весь в золоте – вроде солнца огонь, как и в примере из сказки «Брат и сестра», кроме концептуального смысла солнце – «красота»,реализуется концептуальный смысл «солнце – золото»... ... Анализ сказок с учетом связи солнца с золотом дал возможность А... ... 1994] говорить о скрытом сюжете русских сказок – похищении или побеге золотоволосой царевны (солнца) коварным злодеем (зимой, тучей) и об ее освобождении из плена и торжестве любви (весны, плодородия)... ... В контексте этой мифологемы Афанасьев объясняет такие, например, сказки, как «Сказка о Летучем корабле», «Иван – коровий сын» и др... ... , где само слово солнце ни разу не встречается, не употребляются метафорические и идиоматические конструкции, указывающие на концепт солнце... ... В волшебной русской сказке солнце нередко персонифицируется, например, как скачущий всадник (мотив, близкий к мифу – изображение светила как едущего в колеснице или скачущего по небу), – сам красный, одет в красном и на красном коне (сказка «Василиса Прекрасная»)... ... Солнце в некоторых сказках является активным действующим лицом, наравне с героями-людьми... ... «Мороз, Солнце и Ветер», «Ведьма и Солнцева сестра», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» – образцы сказок подобного рода... ... В них реализуется концептуальный смысл «солнце – живое существо», который находит отражение и в третьем значении слова «солнце – о ком-чём-н... ... Любопытно, что в сказках нет прямой характеристики, описания солнца... ... как правило, в сказках глаголы и прилагательные, относящиеся к солнцу, употребляются в среднем роде, согласно норме современного русского языка... ... В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» вообще не содержится никакого указания на то, мыслилось ли солнце в связи с женским или мужским началом... ... В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич обращается к Солнцевой сестре: «Солнце, Солнце... ... Восприятие солнца в связи с мужским началом представлено в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (существуют различные варианты сказки, но описываемый факт неизменен от варианта к варианту) Солнце берет в жены девушку, следовательно, мыслится как мужчина, причем как зрелый мужчина (а не младенец и не старик)... ... Таким образом, в этой сказке реализуется также концептуальный смысл «солнце – любимый, значимый человек» , возможно также «солнце – властелин»... ... Эти же смыслы реализуются в единичном примере Владимир-князь – солнце Киевское... ... концептуальный смысл солнца как «любимый, значимый человек» представлен в употреблении словосочетания красное солнышко в качестве обращения, однако и тот и другой пример – более поздние напластования... ... Из текста сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» не удается установить даже того факта, насколько Солнце внешне видится похожим или непохожим на человека (утрата антропоморфности может указывать на тотальное переосмысление солнца не как божества, а как одушевленного природного явления)... ... Отсутствие этого указания, с одной стороны, и «участие» Солнца в специфически человеческих – супружеских – связях (муж), с другой, отражают определенный переходный период в сознании людей: солнце уже не может мыслиться как человек (или божество, внешне похожее на человека), что связано с утратой мифологического сознания, но еще сохранились некоторые рефлексы мифов, что и обусловливает столь парадоксальное для современного человека соединение антропопоморфных и неантропоморфных черт в образе одного героя в рамках одного текста... ... Заметим, что в этой сказке солнце выступает как начало мужское, активное, деятельное, позитивное... ... Антропоморфность солнца (как героя русской волшебной сказки) подчеркивается еще и тем фактом, что в сказках встречаются персонажи, связанные с Солнцем узами кровного родства: Солнышкина Мать (сказка «Как Господь ходил по земле [Марко Богатый]») и Солнцева сестра (сказка «Ведьма и Солнцева сестра»)... ... В этих сказках реализуются концептуальные смыслы «солнце – мудрость» и «солнце – вечность»... ... Например, в сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич в поисках убежища проходит мимо трех других героев – портних, Вертодуба и Вертогора – но выясняется, что все они «скоро» умрут... ... Также в этих сказках реализуется концептуальный смысл «солнце – даль»: живут и Солнцева сестра, и Солнышкина Мать где-то на краю света (точная локализация отсутствует), куда герою приходится «долго-долго ехать» (ср... ... в поговорке: Дальше солнца не сошлют и др... ... Солнце вообще осмысляется как справедливое, всепрощающее... ... этот концептуальный смысл репрезентирован не только в сказках, но и в других фольклорных жанрах, например, в пословицах: Солнце сияет на благие и злые... ... Хочется особо отметить, что солнце в сказках играет сугубо позитивную роль, осмысляется как благо и податель благ, практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это богатство, которое больше богатства... ... Так, в сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем (ср... ... Хочется подчеркнуть, что герой должен добыть в первую очередь солнце... ... Таким образом, в сказках репрезентирован концептуальный смысл: «солнце – благо», который представлен и в малых фольклорных жанрах: Солнце пригреет – и все поспеет , и в исторической песне: Красну солнышку поклонимся: Ты взойди, взойди, красно солнышко... ... Концептуальный смысл солнце – «благо» регулярно реализуется в волшебных сказках, причем даже в случаях, когда упоминается вредоносное действие солнца (например, укрыть... ... Итак, солнце в русских волшебных сказках мыслится не столько как субъект, сколько как явление природы, хотя и играющее огромную роль в жизни русского человека... ... Вообще, можно проследить связь между бытом человека, прагматическим значением солнца для людей той или иной национальности и положением концепта «солнце» в национальной языковой картине мира, культурными коннотациями... ... Пулатов: «Солнце по-русски – это совсем не то, что куёш по-узбекски, и уж совсем не то, что офтоб по-таджикски... ... Ведь узбек, живущий большую часть года под его палящими лучами, никогда не скажет ласково-уменьшительное “солнышко”, так же как и у русского нет ощущения того, что солнце может быть не только плодонесущим и землеобновляющим, но и враждебным» [Пулатов, 1976, 109 ]... ... В русских волшебных сказках солнце воспринимается как живое существо и заключает в себе мужское начало, представляется обладающим властью (концептуальные смыслы «солнце – живое существо»... ... «солнце – любимый, значимый человек»... ... «солнце – властелин»)... ... Солнце наделяется мудростью и красотой (концептуальные смыслы «солнце – мудрость»... ... «солнце – красота»)... ... Солнце является источником плодородия и благополучия (концептуальные смыслы «солнце – благо»... ... «солнце – золото»)... ... Солнце неизменно предстает перед нами как величайшая ценность (вероятно, и в нравственном, и в ... ... материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни крестьян)... ... Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как вечного, неизменного («солнце – вечность»... ... «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества, которое не сохранили, например, деревья и звери... ... по: Русская фольклористика: Хрестоматия... ... Сказка, ее бытование и носители // Капица О... ... Русские народные сказки М... ... , 1997 Список фольклорных источников Великорусские сказки Пермской губернии: Сборник Д... ... Русские народные сказки М... ... Народные русские сказки А... ... Северные сказки: Сборник Н...
  2. «Идеологизация» риторики
    Степень соответствия запросу: 5,21%
    Фрагменты текста поста : ... «Идеологизация» риторики Светлана Чернышева «Идеологизация» риторики: поэтика «советской народной сказки»... ... 1920 - 1930-е годы характеризуются не только активным собиранием и изучением фольклора, но и широким распространением фольклорных жанров в литературе (литературные сказки в «детской» и «взрослой» литературе: А... ... Сказка как фольклорный жанр, с одной стороны, в полной мере репрезентирует ритуал, а с другой – позволяет использовать архаичные формы производства смыслов... ... Одновременно с этим главное, что мы наблюдаем в становлении советской литературы и культуры, - это в первую очередь отказ от сказки , что в широком смысле означает реализацию концептуального для советской эпохи отказа от вымысла , наблюдаемого на различных уровнях (например, эта идея выражена в известной формуле «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»... ... В фольклоре народов Севера концепт `правды` актуализируется следующим образом: сказки, записанные в 1930 - 1950-е годы, нередко имеют вместо традиционной концовки такие формулы, как: «Но только это сказка... ... Это – сказка» (интересно, что подобные концовки зафиксированы и в фольклоре Новгородской области, собранном в более позднюю эпоху - в 1963-1999 гг... ... Важно при этом заметить, что жанр сказки наиболее легко поддается данному идеологическому изменению по причине отмеченной В... ... неуклонно нарастает поток мемуаров, статей, гимнов и прочих произведений, посвященных основателю великого государства» [ Вайскопф 2001 : 72], а также «его самому близкому другу и товарищу» (как гласит нанайская народная сказка)... ... Интересно, что при этом сюжет сказки нередко остается прежним, лишь переосмысливаясь, то есть в сказочные формулы вплетаются риторические и происходит характерная подмена: изначально не обладающему дидактичностью жанру приписываются функции и свойства жанра воспитательного... ... Или: «И тогда один богатырь, который хоть и жил далеко от нанаев, но все видел и знал, взял солнце в руки и повернул его самыми горячими лучами туда, где было темно, где страдали забитые люди» (о Ленине – СНС 1951 : 358)... ... Традиционное для фольклора сравнение богатыря с орлом нередко встречается и в сказках о вождях (например, в сказке «Как два могучих орла к эвенкам прилетели»)... ... , например, нанайскую сказку «Солнце народа», где уже в заглавии выявляется означенный мотив)... ... Метасюжетом в сказках северных народов является (космогонический) сюжет, объясняющий, почему в тундре так мало солнца или повествующий о появлении солнца в данной местности (что, видимо, связано с климатическими условиями в первую очередь)... ... Не удивительно, что в рамках новой советской культуры солнце метонимически соотносится с Советской властью, а богатыри, раздобывшие его – с вождями... ... («Сказка о Солнце», «Солнце», «Звезда счастья», «Кто дал эвенкам солнце... ... », «О том, как солнце пришло в забытую падь», «Солнце народа»)... ... Наиболее распространенным вариантом идеологических трансформаций является сохранение традиционной структуры сказки при одновременном изменении смысла любого из элементов этой структуры (это становится возможным при отмеченном выше принципиальном разделении составляющих частей ... ... Так, бывают случаи, когда в сказочном сюжете неизменным остается даже имя главного героя-богатыря, который проходит всевозможные испытания, добывая солнце, и лишь в конце обнаруживается, что настоящее имя этого богатыря совпадает с именем вождя... ... Такова, например, эвенкийская сказка «Кто дал эвенкам солнце... ... Думается, что в советское время не было сложено ни одной по-настоящему новой сказки, а только соответствующим образом трансформировались давно известные и закрепленные в сознании сюжеты... ... Например, в сказке «Сталин смотрит на Север» (впервые опубликованной в ханты-мансийской газете «Сталинская трибуна» от 11... ... Характерно, что в этой сказке не происходит никакого действия, за исключением описания того, как великий вождь Сталин преобразовал жизнь эвенков... ... Рассмотрим функционирование системы этих противопоставлений в конкретном тексте – саамской «Сказке о Солнце»: « Черное небо лежало над страной, и было там так темно , что люди друг друга едва видели... ... Плохо жили люди в Темной стране» vs «И светит с той поры над тундрой солнце... ... А великий человек живет и не умирает, и не умрет никогда , потому что первый добыл людям солнце... ... И в каждом луче солнца, несущем людям великое счастье , светит его имя: Ленин» [ СНС 1951 : 14 – 16]... ... Следует сказать, что постоянная трансформация конкретного сюжета о появлении солнца далеко не случайна... ... На фоне известного числа сказок, восходящих к космогоническим мифам, сюжет о солнце наиболее просто включается в общую мифотворческую парадигму социалистического строительства... ... При этом реализуется не только метонимия «солнце – свет», но и метафора «солнце – просвещение» (последняя обретает особую значимость, если учесть заслуги Советской власти в распространении письменной культуры на Севере... ... Солнце в данном случае соединяет в себе несколько смыслов, каждый из которых актуален и значим в соцкультуре... ... Во-первых, солнце есть свет (vs тьма), во-вторых, тепло (vs холод), в-третьих, как уже замечено, просвещение (vs «забитость, темнота», непросвещенность), наконец, оно знаменует собой новое явление (как, впрочем, и просвещение – новое знание), которое наделялось явно положительными коннотациями в эту эпоху... ... Таким образом, закрепление истории об установлении Советской власти в сказке оказывается типологически сходным явлением с созданием «Краткого курса» и выполняет ту же функцию... ... Симптоматично, что в советских сказках народов Севера находит отражение и то сакральное отношение к Слову, которое было характерно для всей советской культуры... ... С этой точки зрения в текстах выделяется несколько моментов: - после обретения солнца (то есть советской власти, братства с русским народом и т... ... С этой точки зрения закономерен сюжет о добывании солнца безымянным (или носящим старое имя) богатырем (сюжет, следовательно, типологически равен метасюжету советской литературы – об обретении «социального имени»)... ... Естественным образом возникает вопрос о том, насколько «истинно народными» были эти сказки... ... Известно, что некоторые наиболее талантливые сказители были награждены почетными грамотами Верховного Совета (что подтверждает, сколь значим с точки зрения культуры был человек, транслирующий сказку), но в целом трудно судить о наличии конкретного автора того или иного текста... ... СНС 1951 - Сказки народов Севера...
  3. Солнце садится на Западе и... восходит Солнце в России
    Степень соответствия запросу: 0,03%
    Фрагменты текста поста : ... Солнце садится на Западе и... ... восходит Солнце в России © Leo Sharq, 2013 Центр верграда, его сердце и в то же время его вершина – это храм Солнца Мира... ... Без многих других сооружений можно представить верграды в небольших городах, только без храма Солнца Мира невозможно... ... Каждую лестницу встречает высокая белая стена с тремя полукруглыми воротами и с золотой эмблемой наверху: крылатое сердце в крылатом солнце...
  4. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой
    Степень соответствия запросу: 0,01%
    Фрагменты текста поста :

    ... Молодой архитектор, Женя Моргенштерн, приносит чертежи храма Солнца Мира, который должен быть выстроен на Воробьевых горах... ... Венчает его крест и присуща ему еще одна эмблема: крылатое сердце в крылатом солнце... ... Утром 21 апреля 1957 года он вышел на свободу из двери огромной крепости на Лубянке в залитую солнцем Москву и пришел на Кузнецкий мост 24, в приемную, где я его ждала, застыв от волнения...
  5. Бог против БАКа
    Степень соответствия запросу: 0%
    Фрагменты текста поста :

    ... А нечто вроде микроскопического Солнца уже получилось в эксперименте, который состоялся 4 года назад на гораздо менее мощной "... ... с температурой в 300 раз выше, чем на Солнце...
История внешних поисковых запросов
English German French Spanish Italian Japanese

Самые Главные


Доктор Базанов в Тольятти предлагает

Анонсы статей по темам:


Индивидуальные Годовые Ритмы обретаются здесь

Оглавление категорий:

Сервисы:

Наши услуги:


Нас по- и читают:


free counters


Счетчик любви Google




Домен для тебя:


Хостинги любые:

Виртуальный хостинг от 1$, шаблон сайта бесплатно

Подпишитесь на бесплатную рассылку Лео Шарка:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ
РИТМ - ПОДРОБНОСТИ

  Ваше имя :
  Ваш надёжный email :

Поддержите рубликом жизнеспособность сайта!


Для самоделкиных и почемучкиных:


Солнечные Круги обретаются здесь

Избранный софт:



Thursday

На верх страницы .
Created in 0,35822 seconds Leo Sharq Design by Amalgams 2009