Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :



Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 6 [показано 5]
  1. Концепт солнце в русских волшебных сказках
    Степень соответствия запросу: 90,14%
    Фрагменты текста поста : ... Концепт солнце в русских волшебных сказках Появление термина «концепт» в русской лингвистической школе связывают с именем С... ... он разрабатывал теорию концепта, которая к концу ХХ в... ... В настоящее время существует два основных взгляда на содержание термина «концепт»: когнитивный (Е... ... В рамках когнитивного подхода термин «концепт» синонимичен термину «понятие», практически отождествляется с ним... ... Мы являемся сторонниками лингвокультурологического понимания термина «концепт» и принимаем определение В... ... Слово выступает материалом концепта, наряду с его содержательной формой, в виде образа, понятия, символа» [Колесов, 1995, 14 ]... ... Концепт рассматривается одновременно как феномен языковой и культурный, например, академик Д... ... Степанова определяет концепт как «сгусток культуры в сознании человека... ... концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов, 1997, 40 ]... ... Концепт сложнее, чем соответствующее слово – «имя» концепта: он содержит семантические добавки, которые и определяют специфику национального восприятия концепта... ... Но именно при восприятии слова, которое является «именем» концепта (иногда – при восприятии метафоры или фразеологизма), в сознании человека возникает соответствующий концепт... ... Концепт не исчерпывается словарным значением слова – «имени» концепта, но словарное значение слова – «имени» концепта образует ядро данного концепта... ... Понятийное ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы: Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций... ... Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной [МАС: 191 ] Концепт – это идеальная сущность, квант структурированного знания [см... ... Концепт представляет собой «нежестко структурированную объемную единицу» [Там же, 11 ], он имеет «многокомпонентную и многослойную структуру» [Там же, 16 ], и для выявления национально-специфических черт каждого концепта необходимо обращение к текстам, в которых репрезентирован данный концепт... ... ), а именно такое восприятие характерно для мифа и сказки... ... Кроме того, в русском языке существуют пословицы и поговорки, расширяющие восприятие концепта «солнце» и утверждающие восприятие солнца и как духовно значимого: и на солнце есть пятна (солнце как образец добродетели, чистоты) , за ушко да на солнышко (солнце как высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете), солнце правды, солнце истины (об Иисусе Христе) и некоторые др... ... Не только такие жанры устного народного творчества, как пословицы и поговорки, но и сказки сохраняют и позволяют выявить наиболее древние смыслы концептов... ... Традиционно считается, что сказка – жанр коллективного творчества, предполагающий «совместную ориентацию духовной активности, совместное думанье, совместное оценивание и т... ... Поэтому в сказке, как и в других фольклорных жанрах, отражается именно народное, а не индивидуальное восприятие тех или иных нравственных категорий, событий, явлений... ... Слово солнце в русских народных волшебных сказках воплощает целую гамму концептуальных смыслов, отражающих национально-культурное мировосприятие... ... События сказки воспринимаются носителями языка как чудесные, то есть выходящие за рамки обычного или даже вовсе невозможные, в отличие от мифа: носитель мифологического сознания действительно верит в реальность описываемых в мифах событий, воспринимая миф не как выдумку, а как высшую форму реальности... ... Первое, на чем останавливается внимание исследователя, – то, что при всей очевидной значимости солнца для древних славян в сказках слово солнце встречается крайне редко... ... Но этому странному на первый взгляд явлению легко можно найти объяснение: «В древнерусских стихотворениях, сказках и песнях, как вообще в народной поэзии других наций, не найдете ни одного подробного описания природы, которое само по себе составляло бы главный предмет рассказа... ... Действительно, солнце в значении «светило» (без дополнительных оттенков) в волшебных сказках встречается лишь тогда, когда событие, с ним связанное (чаще всего – заход солнца), значимо для повествования: например, если до этого времени герой должен сделать сложную работу (например, сказка «Ювашка Белая Рубашка»)... ... Однако и с точки зрения мифологического восприятия солнца умолчание кажется оправданным: прямое обращение к божеству для достижения прагматического эффекта уместнее в заговоре, нежели в сказке, преследующей (кроме развлекательных) нравственные цели [см... ... Чаще всего в сказках используется не слово солнце , а его дериват с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко , что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту... ... О восприятии солнца как «красивого» свидетельствует и возникающий в сказках идеал красоты... ... Встречаются прямые сравнения с солнцем, например в сказке «Орон Верный»: Марфа Прекрасная что красно солнышко... ... Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц (сказка «Брат и сестра»)... ... например в сравнительном обороте дом, весь в золоте – вроде солнца огонь, как и в примере из сказки «Брат и сестра», кроме концептуального смысла солнце – «красота»,реализуется концептуальный смысл «солнце – золото»... ... В контексте этой мифологемы Афанасьев объясняет такие, например, сказки, как «Сказка о Летучем корабле», «Иван – коровий сын» и др... ... , где само слово солнце ни разу не встречается, не употребляются метафорические и идиоматические конструкции, указывающие на концепт солнце... ... В волшебной русской сказке солнце нередко персонифицируется, например, как скачущий всадник (мотив, близкий к мифу – изображение светила как едущего в колеснице или скачущего по небу), – сам красный, одет в красном и на красном коне (сказка «Василиса Прекрасная»)... ... Солнце в некоторых сказках является активным действующим лицом, наравне с героями-людьми... ... Любопытно, что в сказках нет прямой характеристики, описания солнца... ... как правило, в сказках глаголы и прилагательные, относящиеся к солнцу, употребляются в среднем роде, согласно норме современного русского языка... ... В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» вообще не содержится никакого указания на то, мыслилось ли солнце в связи с женским или мужским началом... ... В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич обращается к Солнцевой сестре: «Солнце, Солнце... ... Восприятие солнца в связи с мужским началом представлено в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (существуют различные варианты сказки, но описываемый факт неизменен от варианта к варианту) Солнце берет в жены девушку, следовательно, мыслится как мужчина, причем как зрелый мужчина (а не младенец и не старик)... ... Таким образом, в этой сказке реализуется также концептуальный смысл «солнце – любимый, значимый человек» , возможно также «солнце – властелин»... ... Из текста сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» не удается установить даже того факта, насколько Солнце внешне видится похожим или непохожим на человека (утрата антропоморфности может указывать на тотальное переосмысление солнца не как божества, а как одушевленного природного явления)... ... Заметим, что в этой сказке солнце выступает как начало мужское, активное, деятельное, позитивное... ... Антропоморфность солнца (как героя русской волшебной сказки) подчеркивается еще и тем фактом, что в сказках встречаются персонажи, связанные с Солнцем узами кровного родства: Солнышкина Мать (сказка «Как Господь ходил по земле [Марко Богатый]») и Солнцева сестра (сказка «Ведьма и Солнцева сестра»)... ... В этих сказках реализуются концептуальные смыслы «солнце – мудрость» и «солнце – вечность»... ... Например, в сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич в поисках убежища проходит мимо трех других героев – портних, Вертодуба и Вертогора – но выясняется, что все они «скоро» умрут... ... Также в этих сказках реализуется концептуальный смысл «солнце – даль»: живут и Солнцева сестра, и Солнышкина Мать где-то на краю света (точная локализация отсутствует), куда герою приходится «долго-долго ехать» (ср... ... этот концептуальный смысл репрезентирован не только в сказках, но и в других фольклорных жанрах, например, в пословицах: Солнце сияет на благие и злые... ... Хочется особо отметить, что солнце в сказках играет сугубо позитивную роль, осмысляется как благо и податель благ, практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это богатство, которое больше богатства... ... Так, в сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем (ср... ... Таким образом, в сказках репрезентирован концептуальный смысл: «солнце – благо», который представлен и в малых фольклорных жанрах: Солнце пригреет – и все поспеет , и в исторической песне: Красну солнышку поклонимся: Ты взойди, взойди, красно солнышко... ... Концептуальный смысл солнце – «благо» регулярно реализуется в волшебных сказках, причем даже в случаях, когда упоминается вредоносное действие солнца (например, укрыть... ... Итак, солнце в русских волшебных сказках мыслится не столько как субъект, сколько как явление природы, хотя и играющее огромную роль в жизни русского человека... ... Вообще, можно проследить связь между бытом человека, прагматическим значением солнца для людей той или иной национальности и положением концепта «солнце» в национальной языковой картине мира, культурными коннотациями... ... В русских волшебных сказках солнце воспринимается как живое существо и заключает в себе мужское начало, представляется обладающим властью (концептуальные смыслы «солнце – живое существо»... ... Сказка, ее бытование и носители // Капица О... ... Русские народные сказки М... ... Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях... ... Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях... ... , 1997 Список фольклорных источников Великорусские сказки Пермской губернии: Сборник Д... ... Русские народные сказки М... ... Народные русские сказки А... ... Северные сказки: Сборник Н...
  2. «Идеологизация» риторики
    Степень соответствия запросу: 9,8%
    Фрагменты текста поста : ... «Идеологизация» риторики Светлана Чернышева «Идеологизация» риторики: поэтика «советской народной сказки»... ... Становящейся советской культуре необходимо было каждого члена общества вовлечь в культурное строительство (без чего невозможно было бы создание «общесоциалистического» мифа о прекрасном государстве)... ... Воспроизведение одних и тех же схем, например, в литературных сюжетах, архитектуре, живописи, типологически являясь аналогом ритуальных действ, работало на актуализацию культурной памяти реципиента и обеспечивало закрепление определенной идеи... ... С этой точки зрения совокупность культурных текстов советского времени может рассматриваться как способ творения мифа об идеальном государстве, а функционирование текстов в культуре есть целенаправленное транслирование мифа в массовое сознание... ... Таким образом, каждый культурный текст этого времени становится изложением в сжатом виде системы советской культуры, иначе говоря - ее моделью... ... Смирнов), социалистическая культура не изобретает собственных механизмов идеологического воздействия, а облекает новое содержание в зафиксированные в культурной памяти нации архаичные формы (отсюда насущная задача поиска подходящих форм... ... 1920 - 1930-е годы характеризуются не только активным собиранием и изучением фольклора, но и широким распространением фольклорных жанров в литературе (литературные сказки в «детской» и «взрослой» литературе: А... ... Сказка как фольклорный жанр, с одной стороны, в полной мере репрезентирует ритуал, а с другой – позволяет использовать архаичные формы производства смыслов... ... Одновременно с этим главное, что мы наблюдаем в становлении советской литературы и культуры, - это в первую очередь отказ от сказки , что в широком смысле означает реализацию концептуального для советской эпохи отказа от вымысла , наблюдаемого на различных уровнях (например, эта идея выражена в известной формуле «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»... ... В фольклоре народов Севера концепт `правды` актуализируется следующим образом: сказки, записанные в 1930 - 1950-е годы, нередко имеют вместо традиционной концовки такие формулы, как: «Но только это сказка... ... Это – сказка» (интересно, что подобные концовки зафиксированы и в фольклоре Новгородской области, собранном в более позднюю эпоху - в 1963-1999 гг... ... Добренко [ Добренко 1992 ], «правду жизни» формулой реальности, советская идеология получила экспликацию концепта `правды` в том числе в фольклорном жанре... ... Важно при этом заметить, что жанр сказки наиболее легко поддается данному идеологическому изменению по причине отмеченной В... ... неуклонно нарастает поток мемуаров, статей, гимнов и прочих произведений, посвященных основателю великого государства» [ Вайскопф 2001 : 72], а также «его самому близкому другу и товарищу» (как гласит нанайская народная сказка)... ... Интересно, что при этом сюжет сказки нередко остается прежним, лишь переосмысливаясь, то есть в сказочные формулы вплетаются риторические и происходит характерная подмена: изначально не обладающему дидактичностью жанру приписываются функции и свойства жанра воспитательного... ... Традиционное для фольклора сравнение богатыря с орлом нередко встречается и в сказках о вождях (например, в сказке «Как два могучих орла к эвенкам прилетели»)... ... , например, нанайскую сказку «Солнце народа», где уже в заглавии выявляется означенный мотив)... ... Метасюжетом в сказках северных народов является (космогонический) сюжет, объясняющий, почему в тундре так мало солнца или повествующий о появлении солнца в данной местности (что, видимо, связано с климатическими условиями в первую очередь)... ... («Сказка о Солнце», «Солнце», «Звезда счастья», «Кто дал эвенкам солнце... ... Наиболее распространенным вариантом идеологических трансформаций является сохранение традиционной структуры сказки при одновременном изменении смысла любого из элементов этой структуры (это становится возможным при отмеченном выше принципиальном разделении составляющих частей ... ... Такова, например, эвенкийская сказка «Кто дал эвенкам солнце... ... Думается, что в советское время не было сложено ни одной по-настоящему новой сказки, а только соответствующим образом трансформировались давно известные и закрепленные в сознании сюжеты... ... Например, в сказке «Сталин смотрит на Север» (впервые опубликованной в ханты-мансийской газете «Сталинская трибуна» от 11... ... Характерно, что в этой сказке не происходит никакого действия, за исключением описания того, как великий вождь Сталин преобразовал жизнь эвенков... ... Рассмотрим функционирование системы этих противопоставлений в конкретном тексте – саамской «Сказке о Солнце»: « Черное небо лежало над страной, и было там так темно , что люди друг друга едва видели... ... Данная метафора в таком случае отсылает нас к концептам, актуальным и для других эпох – например, для эпохи Просвещения)... ... Таким образом, закрепление истории об установлении Советской власти в сказке оказывается типологически сходным явлением с созданием «Краткого курса» и выполняет ту же функцию... ... Симптоматично, что в советских сказках народов Севера находит отражение и то сакральное отношение к Слову, которое было характерно для всей советской культуры... ... Интересно, кстати, как в слове «песня» сопрягаются два концепта – «Слово» и «веселье», рождая таким образом новый – «веселое Слово», а точнее – «Слово о радости»... ... Естественным образом возникает вопрос о том, насколько «истинно народными» были эти сказки... ... Известно, что некоторые наиболее талантливые сказители были награждены почетными грамотами Верховного Совета (что подтверждает, сколь значим с точки зрения культуры был человек, транслирующий сказку), но в целом трудно судить о наличии конкретного автора того или иного текста... ... СНС 1951 - Сказки народов Севера...
  3. Алексей Лосев о символе, диалектике, интеллигентности
    Степень соответствия запросу: 0,04%
    Фрагменты текста поста : ... Из них-то я и почерпнул то удивительное понимание античности, которое гениально вскрывает и ее полную специфичность, и несводимость ни на какой другой культурный тип и ставит ее в совершенно ясную диалектическую взаимозависимость с другими основными культурно-историческими эпохами... ... я же думаю, что христианство совершенно самостоятельный культурный тип...
  4. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой
    Степень соответствия запросу: 0,02%
    Фрагменты текста поста :

    ... А ею, настоящей жизнью, были прекрасные концерты в Большом зале Консерватории... ... Мы и правда были на этом концерте...
  5. Планетарный Логос
    Степень соответствия запросу: 0,01%
    Фрагмент текста поста : ... Но географические и исторические условия, определившие культурный и религиозный характер народов Индии и Китая, не дали монотеистической идее способов проникновения в сознание народных масс...
История внешних поисковых запросов
English German French Spanish Italian Japanese

Самые Главные


Доктор Базанов в Тольятти предлагает

Анонсы статей по темам:


Индивидуальные Годовые Ритмы обретаются здесь

Оглавление категорий:

Сервисы:

Наши услуги:


Нас по- и читают:


free counters


Счетчик любви Google




Домен для тебя:


Хостинги любые:

Виртуальный хостинг от 1$, шаблон сайта бесплатно

Подпишитесь на бесплатную рассылку Лео Шарка:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ
РИТМ - ПОДРОБНОСТИ

  Ваше имя :
  Ваш надёжный email :

Поддержите рубликом жизнеспособность сайта!


Для самоделкиных и почемучкиных:


Солнечные Круги обретаются здесь

Избранный софт:



Thursday

На верх страницы .
Created in 0,30129 seconds Leo Sharq Design by Amalgams 2009