Home Поиск по блогу Thursday русские мифы о солнце |
|
Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :
Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 27 [показано 5]
- Концепт солнце в русских волшебных сказках
Степень соответствия запросу: 96,85%
Фрагменты текста поста :
... Концепт солнце в русских волшебных сказках Появление термина «концепт» в русской лингвистической школе связывают с именем С...
... Лихачев считает, что «концептосфера языка – это в сущности концептосфера русской культуры» [Лихачев, 1993, 6 ], а «Словарь русской культуры» Ю...
... Понятийное ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы: Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций...
... Восход Солнца...
... Солнце – звезда-карлик...
... Вращение Земли вокруг Солнца...
... Греться на солнце...
... Подойти к солнцу (т...
... С олнце моё, не плачь...
... Солнце правды...
... Солнцем драматургии является Шекспир, солнцем математики – Лобачевский...
... , солнца, солнц ) Центральное тело других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу...
... Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной [МАС: 191 ] Концепт – это идеальная сущность, квант структурированного знания [см...
... Так, в любой культуре представлены солярные мифы, которые, утратив свой мистический статус, тем не менее продолжают оказывать влияние на культуру народа в качестве художественных образов, прецедентных текстов...
... заложенное в мифах восприятие мира, хотя и претерпевает изменения, все же влияет на формирование определенного «культурного ореола» слова солнце...
... В частности, до сих пор в русском языке очень активны словосочетания и синтаксические конструкции, свидетельствующие о восприятии солнца как живого и активного субъекта ( смеющееся солнце, солнце сжигает, злое солнце и т...
... ), а именно такое восприятие характерно для мифа и сказки...
... Кроме того, в русском языке существуют пословицы и поговорки, расширяющие восприятие концепта «солнце» и утверждающие восприятие солнца и как духовно значимого: и на солнце есть пятна (солнце как образец добродетели, чистоты) , за ушко да на солнышко (солнце как высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете), солнце правды, солнце истины (об Иисусе Христе) и некоторые др...
... Слово солнце в русских народных волшебных сказках воплощает целую гамму концептуальных смыслов, отражающих национально-культурное мировосприятие...
... События сказки воспринимаются носителями языка как чудесные, то есть выходящие за рамки обычного или даже вовсе невозможные, в отличие от мифа: носитель мифологического сознания действительно верит в реальность описываемых в мифах событий, воспринимая миф не как выдумку, а как высшую форму реальности...
... Это отчасти происходит потому, что «метафорический язык мифа, общедоступный вначале, с течением времени, при забвении коренного слова и при возникшем стремлении усвоить за каждым словом определенное понятие, становится загадочным» [Афанасьев, 1986, 143 ]...
... Первое, на чем останавливается внимание исследователя, – то, что при всей очевидной значимости солнца для древних славян в сказках слово солнце встречается крайне редко...
... Средоточием всего мира для эпической старины был сам человек с его семьей и родным домом» [Буслаев, 1861, 64 ]...
... Действительно, солнце в значении «светило» (без дополнительных оттенков) в волшебных сказках встречается лишь тогда, когда событие, с ним связанное (чаще всего – заход солнца), значимо для повествования: например, если до этого времени герой должен сделать сложную работу (например, сказка «Ювашка Белая Рубашка»)...
... Итак, солнце само по себе, как светило, не значимо для человека того времени...
... Однако и с точки зрения мифологического восприятия солнца умолчание кажется оправданным: прямое обращение к божеству для достижения прагматического эффекта уместнее в заговоре, нежели в сказке, преследующей (кроме развлекательных) нравственные цели [см...
... Чаще всего в сказках используется не слово солнце , а его дериват с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко , что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту...
... Устойчивость сказочных эпитетов легче всего объясняется тем, что они воспринимались как неразложимые сочетания, своего рода маркеры сказочного мира...
... Но кажется значимым то, что «народ в этих определениях никогда не смешивает понятий даже синонимически и с неизменной верностью говорит, например, красно солнце, светел месяц, ярки звезды...
... По данным «Русского ассоциативного словаря» [Караулов, 1994, 157 ] слово красное является до сих пор одной из наиболее стойких ассоциаций к слову солнце...
... В сочетании красно солнышко слово красный употреблялось изначально в значении красивый , а цветовое значение – результат более позднего переосмысления (к этой мысли подводит нас еще и тот факт, что солнце бульшую часть времени видится желтым или белым и лишь на закате оно представляется красным)...
... О восприятии солнца как «красивого» свидетельствует и возникающий в сказках идеал красоты...
... Встречаются прямые сравнения с солнцем, например в сказке «Орон Верный»: Марфа Прекрасная что красно солнышко...
... Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц (сказка «Брат и сестра»)...
... В этих примерах реализуется концептуальный смысл «солнце – красота»...
... В приведенном выше фрагменте есть и непрямая апелляция к солнцу: золото издавна считается «солнечным» металлом (вероятно, оттого, что оно желтого, «солнечного», цвета и ярко блестит – «горит» на солнце)...
... например в сравнительном обороте дом, весь в золоте – вроде солнца огонь, как и в примере из сказки «Брат и сестра», кроме концептуального смысла солнце – «красота»,реализуется концептуальный смысл «солнце – золото»...
... Анализ сказок с учетом связи солнца с золотом дал возможность А...
... 1994] говорить о скрытом сюжете русских сказок – похищении или побеге золотоволосой царевны (солнца) коварным злодеем (зимой, тучей) и об ее освобождении из плена и торжестве любви (весны, плодородия)...
... , где само слово солнце ни разу не встречается, не употребляются метафорические и идиоматические конструкции, указывающие на концепт солнце...
... В волшебной русской сказке солнце нередко персонифицируется, например, как скачущий всадник (мотив, близкий к мифу – изображение светила как едущего в колеснице или скачущего по небу), – сам красный, одет в красном и на красном коне (сказка «Василиса Прекрасная»)...
... Солнце в некоторых сказках является активным действующим лицом, наравне с героями-людьми...
... «Мороз, Солнце и Ветер», «Ведьма и Солнцева сестра», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» – образцы сказок подобного рода...
... В них реализуется концептуальный смысл «солнце – живое существо», который находит отражение и в третьем значении слова «солнце – о ком-чём-н...
... Любопытно, что в сказках нет прямой характеристики, описания солнца...
... как правило, в сказках глаголы и прилагательные, относящиеся к солнцу, употребляются в среднем роде, согласно норме современного русского языка...
... В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» вообще не содержится никакого указания на то, мыслилось ли солнце в связи с женским или мужским началом...
... В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич обращается к Солнцевой сестре: «Солнце, Солнце...
... Восприятие солнца в связи с мужским началом представлено в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (существуют различные варианты сказки, но описываемый факт неизменен от варианта к варианту) Солнце берет в жены девушку, следовательно, мыслится как мужчина, причем как зрелый мужчина (а не младенец и не старик)...
... Таким образом, в этой сказке реализуется также концептуальный смысл «солнце – любимый, значимый человек» , возможно также «солнце – властелин»...
... Эти же смыслы реализуются в единичном примере Владимир-князь – солнце Киевское...
... концептуальный смысл солнца как «любимый, значимый человек» представлен в употреблении словосочетания красное солнышко в качестве обращения, однако и тот и другой пример – более поздние напластования...
... Из текста сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» не удается установить даже того факта, насколько Солнце внешне видится похожим или непохожим на человека (утрата антропоморфности может указывать на тотальное переосмысление солнца не как божества, а как одушевленного природного явления)...
... Отсутствие этого указания, с одной стороны, и «участие» Солнца в специфически человеческих – супружеских – связях (муж), с другой, отражают определенный переходный период в сознании людей: солнце уже не может мыслиться как человек (или божество, внешне похожее на человека), что связано с утратой мифологического сознания, но еще сохранились некоторые рефлексы мифов, что и обусловливает столь парадоксальное для современного человека соединение антропопоморфных и неантропоморфных черт в образе одного героя в рамках одного текста...
... Заметим, что в этой сказке солнце выступает как начало мужское, активное, деятельное, позитивное...
... Антропоморфность солнца (как героя русской волшебной сказки) подчеркивается еще и тем фактом, что в сказках встречаются персонажи, связанные с Солнцем узами кровного родства: Солнышкина Мать (сказка «Как Господь ходил по земле [Марко Богатый]») и Солнцева сестра (сказка «Ведьма и Солнцева сестра»)...
... В этих сказках реализуются концептуальные смыслы «солнце – мудрость» и «солнце – вечность»...
... Также в этих сказках реализуется концептуальный смысл «солнце – даль»: живут и Солнцева сестра, и Солнышкина Мать где-то на краю света (точная локализация отсутствует), куда герою приходится «долго-долго ехать» (ср...
... в поговорке: Дальше солнца не сошлют и др...
... Солнце вообще осмысляется как справедливое, всепрощающее...
... этот концептуальный смысл репрезентирован не только в сказках, но и в других фольклорных жанрах, например, в пословицах: Солнце сияет на благие и злые...
... Хочется особо отметить, что солнце в сказках играет сугубо позитивную роль, осмысляется как благо и податель благ, практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это богатство, которое больше богатства...
... Так, в сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем (ср...
... Хочется подчеркнуть, что герой должен добыть в первую очередь солнце...
... Таким образом, в сказках репрезентирован концептуальный смысл: «солнце – благо», который представлен и в малых фольклорных жанрах: Солнце пригреет – и все поспеет , и в исторической песне: Красну солнышку поклонимся: Ты взойди, взойди, красно солнышко...
... Концептуальный смысл солнце – «благо» регулярно реализуется в волшебных сказках, причем даже в случаях, когда упоминается вредоносное действие солнца (например, укрыть...
... Итак, солнце в русских волшебных сказках мыслится не столько как субъект, сколько как явление природы, хотя и играющее огромную роль в жизни русского человека...
... Вообще, можно проследить связь между бытом человека, прагматическим значением солнца для людей той или иной национальности и положением концепта «солнце» в национальной языковой картине мира, культурными коннотациями...
... Пулатов: «Солнце по-русски – это совсем не то, что куёш по-узбекски, и уж совсем не то, что офтоб по-таджикски...
... Ведь узбек, живущий большую часть года под его палящими лучами, никогда не скажет ласково-уменьшительное “солнышко”, так же как и у русского нет ощущения того, что солнце может быть не только плодонесущим и землеобновляющим, но и враждебным» [Пулатов, 1976, 109 ]...
... В русских волшебных сказках солнце воспринимается как живое существо и заключает в себе мужское начало, представляется обладающим властью (концептуальные смыслы «солнце – живое существо»...
... «солнце – любимый, значимый человек»...
... «солнце – властелин»)...
... Солнце наделяется мудростью и красотой (концептуальные смыслы «солнце – мудрость»...
... «солнце – красота»)...
... Солнце является источником плодородия и благополучия (концептуальные смыслы «солнце – благо»...
... «солнце – золото»)...
... Солнце неизменно предстает перед нами как величайшая ценность (вероятно, и в нравственном, и в ...
... материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни крестьян)...
... Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как вечного, неизменного («солнце – вечность»...
... «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества, которое не сохранили, например, деревья и звери...
... Психолингвистические аспекты понимания текста как носителя определенной культуры // Русский язык в контексте современной культуры...
... Исторические очерки русской народной словесности и искусства...
... Русский ассоциативный словарь...
... : Русский язык, 1981–1984...
... Русские народные сказки М...
... Словарь русской культуры...
... Русские народные сказки М...
... Народные русские сказки А...
... Русский фольклор...
- «Идеологизация» риторики
Степень соответствия запросу: 1,54%
Фрагменты текста поста :
... В современном русском и западном литературоведении традиционным считается понимание культуры советской эпохи как мифотворческой, существующей по нормам тоталитарного мифа и узаконенной с помощью ритуала как основного средства...
... Становящейся советской культуре необходимо было каждого члена общества вовлечь в культурное строительство (без чего невозможно было бы создание «общесоциалистического» мифа о прекрасном государстве)...
... С этой точки зрения совокупность культурных текстов советского времени может рассматриваться как способ творения мифа об идеальном государстве, а функционирование текстов в культуре есть целенаправленное транслирование мифа в массовое сознание...
... Так культура советской эпохи доходит до степени полного замещения реального мира – Нарративом, или идеальными дискурсивными конструкциями, несущими определенную идею (ср...
... : «Социалистический реализм – совокупность нарративов, не оставляющих места в культуре никакому иному способу моделирования мира» - Смирнов 1995 : 285)...
... Или: «И тогда один богатырь, который хоть и жил далеко от нанаев, но все видел и знал, взял солнце в руки и повернул его самыми горячими лучами туда, где было темно, где страдали забитые люди» (о Ленине – СНС 1951 : 358)...
... , например, нанайскую сказку «Солнце народа», где уже в заглавии выявляется означенный мотив)...
... Метасюжетом в сказках северных народов является (космогонический) сюжет, объясняющий, почему в тундре так мало солнца или повествующий о появлении солнца в данной местности (что, видимо, связано с климатическими условиями в первую очередь)...
... Не удивительно, что в рамках новой советской культуры солнце метонимически соотносится с Советской властью, а богатыри, раздобывшие его – с вождями...
... («Сказка о Солнце», «Солнце», «Звезда счастья», «Кто дал эвенкам солнце...
... », «О том, как солнце пришло в забытую падь», «Солнце народа»)...
... Так, бывают случаи, когда в сказочном сюжете неизменным остается даже имя главного героя-богатыря, который проходит всевозможные испытания, добывая солнце, и лишь в конце обнаруживается, что настоящее имя этого богатыря совпадает с именем вождя...
... Такова, например, эвенкийская сказка «Кто дал эвенкам солнце...
... Рассмотрим функционирование системы этих противопоставлений в конкретном тексте – саамской «Сказке о Солнце»: « Черное небо лежало над страной, и было там так темно , что люди друг друга едва видели...
... Плохо жили люди в Темной стране» vs «И светит с той поры над тундрой солнце...
... А великий человек живет и не умирает, и не умрет никогда , потому что первый добыл людям солнце...
... И в каждом луче солнца, несущем людям великое счастье , светит его имя: Ленин» [ СНС 1951 : 14 – 16]...
... Следует сказать, что постоянная трансформация конкретного сюжета о появлении солнца далеко не случайна...
... На фоне известного числа сказок, восходящих к космогоническим мифам, сюжет о солнце наиболее просто включается в общую мифотворческую парадигму социалистического строительства...
... При этом реализуется не только метонимия «солнце – свет», но и метафора «солнце – просвещение» (последняя обретает особую значимость, если учесть заслуги Советской власти в распространении письменной культуры на Севере...
... Солнце в данном случае соединяет в себе несколько смыслов, каждый из которых актуален и значим в соцкультуре...
... Во-первых, солнце есть свет (vs тьма), во-вторых, тепло (vs холод), в-третьих, как уже замечено, просвещение (vs «забитость, темнота», непросвещенность), наконец, оно знаменует собой новое явление (как, впрочем, и просвещение – новое знание), которое наделялось явно положительными коннотациями в эту эпоху...
... Закономерно, что, опираясь на ритуально-обрядовые формы закрепления в массовом сознании мифа, социалистическая культура выдвигает на первый план мотив становления ( пути )...
... С этой точки зрения в текстах выделяется несколько моментов: - после обретения солнца (то есть советской власти, братства с русским народом и т...
... Кроме того, по отношению к человеку имя в структуре тоталитарного мифа, где процесс становления подразумевает обретение социальной роли  ...
... С этой точки зрения закономерен сюжет о добывании солнца безымянным (или носящим старое имя) богатырем (сюжет, следовательно, типологически равен метасюжету советской литературы – об обретении «социального имени»)...
... ) // Русский текст...
- Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой
Степень соответствия запросу: 1,45%
Фрагменты текста поста :
... Отец Даниила Андреева – известный русский писатель Леонид Николаевич Андреев, родился на Орловщине, на той удивительной русской земле, которая была родиной стольких – прекрасных и разных – русских писателей...
... Русские боги"...
... Это произошло после революции, когда весь русский традиционный и отвечающий человеческим потребностям быт был изуродован "...
... Русские боги"...
... Потому что для нас, русских – т...
... причастных российской культуре, – тема сокрытой святыни, несущей духовную помощь жаждущим этой помощи в окружающем страшном мире, была, вероятно, самой драгоценной...
... Молодой архитектор, Женя Моргенштерн, приносит чертежи храма Солнца Мира, который должен быть выстроен на Воробьевых горах...
... Венчает его крест и присуща ему еще одна эмблема: крылатое сердце в крылатом солнце...
... Это не было подражанием Достоевскому, но проблемы романа были сродни проблемам романов великого писателя и по своей русскости и по причастности этих проблем к общечеловеческим – о Добре и Зле и их проявлении в мире...
... Русских богов"...
... ) Вместе с Сергеем Николаевичем Даниил написал небольшую книгу о русских исследователях Горной Средней Азии...
... Тоненькая книжка вышла в Географгизе, в 1946 году последовал следующий заказ: книга о русских путешественниках в Африке...
... Книжка о русских путешественниках в Африке была написана, набрана и набор рассыпан...
... * * * В апреле 1947 года Даниилу Леонидовичу было сделано странное предложение: лететь в Харьков вместе с двумя-тремя спутниками и прочесть там лекцию на материале своей, еще не напечатанной книги о русских путешественниках...
... Почему на фоне героических партизан, антифашистов, членов Сопротивления так слабы были многие из русских интеллигентов...
... Я не могла забыть, что напротив меня сидит и допрашивает меня такой же русский, как я...
... Неправда, что русский народ, готовый преклоняться перед кем угодно, весь поклонился Сталину, преклонялись в основном те, кому это так или иначе было нужно...
... Русские боги"...
... Русские боги"...
... Весь строй его творчества, образный, а не логический, все его отношение к миру, как к становящемуся мифу – поэзия, а не философия...
... И как ни чудовищно прозвучат мои слова, как ни бесконечно жаль, что не отпустила ему Судьба еще хоть несколько лет для работы, все же смерть – не слишком большая и, может быть, самая чистая расплата за погружение в те миры, которое выпало на его долю...
... Русских богов"...
... Русские боги"...
... Утром 21 апреля 1957 года он вышел на свободу из двери огромной крепости на Лубянке в залитую солнцем Москву и пришел на Кузнецкий мост 24, в приемную, где я его ждала, застыв от волнения...
... А в промежутках был его мир, потому что рукописи он не выпускал из рук и погружался в них, едва становилось чуть легче...
- «Восточные» «совершенно-мудрые» «Циклы» и «Русский Околоток»
Степень соответствия запросу: 0,11%
Фрагменты текста поста :
... «Восточные» «совершенно-мудрые» «Циклы» и «Русский Околоток» © Leo Sharq, 2020 Моей Первой Школьной Учительнице Марии Ивановне Муравьёвой П О С В Я Щ А Ю Воительница (Воин), Герой (Героиня), Действующее Лицо (Чадо, Чудо, Дитя, Душа, Личность) в Поле Одни И Не Одни...
... Русское Поле Само Живо Жизнями Своих Воительниц- Героев- Богатырей- Действующих_Лиц_...
... _Личностей Современный Русский (Водолейский) парафраз «традиционно-сказочной» «русской» «мифологемы»: «Один в поле не воин» О Волга...
... Именно в «таких и подобных» «продвинутых» и «самобытных», хотя и «анархичных и анахроничных- атопичных- атипичных», «русских общинах» «зреет»- «растёт»- «развивается»- «крепнет» «кристалл» «настоящего и стоящего» «святого»- «светлого»- «свитого» «русизма», «настоящей и стоящей» «русскости»...
... А «актуально» «здесь и сейчас» «борьба» за «Души просто» «вообще» и «Души Русские» «особенно» идёт-происходит на уровнях «гораздо выше», чем «энные степени» «Числа Апостолов Иисуса Христа» и даже «Чёртовой Дюжины»...
- Солнце садится на Западе и... восходит Солнце в России
Степень соответствия запросу: 0,05%
Фрагменты текста поста :
... Солнце садится на Западе и...
... восходит Солнце в России © Leo Sharq, 2013 Центр верграда, его сердце и в то же время его вершина – это храм Солнца Мира...
... Без многих других сооружений можно представить верграды в небольших городах, только без храма Солнца Мира невозможно...
... Каждую лестницу встречает высокая белая стена с тремя полукруглыми воротами и с золотой эмблемой наверху: крылатое сердце в крылатом солнце...
История внешних поисковых запросов
|
|
Thursday
|
|