Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :



Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 22 [показано 5]
  1. Концепт солнце в русских волшебных сказках
    Степень соответствия запросу: 60,2%
    Фрагменты текста поста : ... Концепт солнце в русских волшебных сказках Появление термина «концепт» в русской лингвистической школе связывают с именем С... ... ), а именно такое восприятие характерно для мифа и сказки... ... Не только такие жанры устного народного творчества, как пословицы и поговорки, но и сказки сохраняют и позволяют выявить наиболее древние смыслы концептов... ... Традиционно считается, что сказка – жанр коллективного творчества, предполагающий «совместную ориентацию духовной активности, совместное думанье, совместное оценивание и т... ... Поэтому в сказке, как и в других фольклорных жанрах, отражается именно народное, а не индивидуальное восприятие тех или иных нравственных категорий, событий, явлений... ... Слово солнце в русских народных волшебных сказках воплощает целую гамму концептуальных смыслов, отражающих национально-культурное мировосприятие... ... События сказки воспринимаются носителями языка как чудесные, то есть выходящие за рамки обычного или даже вовсе невозможные, в отличие от мифа: носитель мифологического сознания действительно верит в реальность описываемых в мифах событий, воспринимая миф не как выдумку, а как высшую форму реальности... ... Первое, на чем останавливается внимание исследователя, – то, что при всей очевидной значимости солнца для древних славян в сказках слово солнце встречается крайне редко... ... Но этому странному на первый взгляд явлению легко можно найти объяснение: «В древнерусских стихотворениях, сказках и песнях, как вообще в народной поэзии других наций, не найдете ни одного подробного описания природы, которое само по себе составляло бы главный предмет рассказа... ... Действительно, солнце в значении «светило» (без дополнительных оттенков) в волшебных сказках встречается лишь тогда, когда событие, с ним связанное (чаще всего – заход солнца), значимо для повествования: например, если до этого времени герой должен сделать сложную работу (например, сказка «Ювашка Белая Рубашка»)... ... Однако и с точки зрения мифологического восприятия солнца умолчание кажется оправданным: прямое обращение к божеству для достижения прагматического эффекта уместнее в заговоре, нежели в сказке, преследующей (кроме развлекательных) нравственные цели [см... ... Чаще всего в сказках используется не слово солнце , а его дериват с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко , что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту... ... Повторяясь постоянно, эти названия должны занять наше любопытство, тем более что подобные эпитеты суть общая принадлежность всякой народной поэзии и, следовательно, могут служить безошибочным указанием на особенности миросозерцания народа» [Добролюбов, 1961, 87 ]... ... О восприятии солнца как «красивого» свидетельствует и возникающий в сказках идеал красоты... ... Встречаются прямые сравнения с солнцем, например в сказке «Орон Верный»: Марфа Прекрасная что красно солнышко... ... Солнце может фигурировать и в переносном значении при описании красоты: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц (сказка «Брат и сестра»)... ... например в сравнительном обороте дом, весь в золоте – вроде солнца огонь, как и в примере из сказки «Брат и сестра», кроме концептуального смысла солнце – «красота»,реализуется концептуальный смысл «солнце – золото»... ... В контексте этой мифологемы Афанасьев объясняет такие, например, сказки, как «Сказка о Летучем корабле», «Иван – коровий сын» и др... ... В волшебной русской сказке солнце нередко персонифицируется, например, как скачущий всадник (мотив, близкий к мифу – изображение светила как едущего в колеснице или скачущего по небу), – сам красный, одет в красном и на красном коне (сказка «Василиса Прекрасная»)... ... Солнце в некоторых сказках является активным действующим лицом, наравне с героями-людьми... ... Любопытно, что в сказках нет прямой характеристики, описания солнца... ... как правило, в сказках глаголы и прилагательные, относящиеся к солнцу, употребляются в среднем роде, согласно норме современного русского языка... ... В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» вообще не содержится никакого указания на то, мыслилось ли солнце в связи с женским или мужским началом... ... В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич обращается к Солнцевой сестре: «Солнце, Солнце... ... Восприятие солнца в связи с мужским началом представлено в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (существуют различные варианты сказки, но описываемый факт неизменен от варианта к варианту) Солнце берет в жены девушку, следовательно, мыслится как мужчина, причем как зрелый мужчина (а не младенец и не старик)... ... Таким образом, в этой сказке реализуется также концептуальный смысл «солнце – любимый, значимый человек» , возможно также «солнце – властелин»... ... концептуальный смысл солнца как «любимый, значимый человек» представлен в употреблении словосочетания красное солнышко в качестве обращения, однако и тот и другой пример – более поздние напластования... ... Из текста сказки «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» не удается установить даже того факта, насколько Солнце внешне видится похожим или непохожим на человека (утрата антропоморфности может указывать на тотальное переосмысление солнца не как божества, а как одушевленного природного явления)... ... Отсутствие этого указания, с одной стороны, и «участие» Солнца в специфически человеческих – супружеских – связях (муж), с другой, отражают определенный переходный период в сознании людей: солнце уже не может мыслиться как человек (или божество, внешне похожее на человека), что связано с утратой мифологического сознания, но еще сохранились некоторые рефлексы мифов, что и обусловливает столь парадоксальное для современного человека соединение антропопоморфных и неантропоморфных черт в образе одного героя в рамках одного текста... ... Заметим, что в этой сказке солнце выступает как начало мужское, активное, деятельное, позитивное... ... Антропоморфность солнца (как героя русской волшебной сказки) подчеркивается еще и тем фактом, что в сказках встречаются персонажи, связанные с Солнцем узами кровного родства: Солнышкина Мать (сказка «Как Господь ходил по земле [Марко Богатый]») и Солнцева сестра (сказка «Ведьма и Солнцева сестра»)... ... В этих сказках реализуются концептуальные смыслы «солнце – мудрость» и «солнце – вечность»... ... Например, в сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Иван-царевич в поисках убежища проходит мимо трех других героев – портних, Вертодуба и Вертогора – но выясняется, что все они «скоро» умрут... ... Также в этих сказках реализуется концептуальный смысл «солнце – даль»: живут и Солнцева сестра, и Солнышкина Мать где-то на краю света (точная локализация отсутствует), куда герою приходится «долго-долго ехать» (ср... ... этот концептуальный смысл репрезентирован не только в сказках, но и в других фольклорных жанрах, например, в пословицах: Солнце сияет на благие и злые... ... Хочется особо отметить, что солнце в сказках играет сугубо позитивную роль, осмысляется как благо и податель благ, практически через все сказки проходит сквозная мысль о том, что солнце – это богатство, которое больше богатства... ... Так, в сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем (ср... ... Разумеется, герой добывает необходимое и воцаряется благополучие... ... Хочется подчеркнуть, что герой должен добыть в первую очередь солнце... ... Таким образом, в сказках репрезентирован концептуальный смысл: «солнце – благо», который представлен и в малых фольклорных жанрах: Солнце пригреет – и все поспеет , и в исторической песне: Красну солнышку поклонимся: Ты взойди, взойди, красно солнышко... ... Концептуальный смысл солнце – «благо» регулярно реализуется в волшебных сказках, причем даже в случаях, когда упоминается вредоносное действие солнца (например, укрыть... ... Итак, солнце в русских волшебных сказках мыслится не столько как субъект, сколько как явление природы, хотя и играющее огромную роль в жизни русского человека... ... В русских волшебных сказках солнце воспринимается как живое существо и заключает в себе мужское начало, представляется обладающим властью (концептуальные смыслы «солнце – живое существо»... ... «солнце – любимый, значимый человек»... ... Литература Астремская Е... ... Литература... ... Исторические очерки русской народной словесности и искусства... ... Сказка, ее бытование и носители // Капица О... ... Русские народные сказки М... ... , 1997 Список фольклорных источников Великорусские сказки Пермской губернии: Сборник Д... ... Русские народные сказки М... ... Народные русские сказки А... ... Северные сказки: Сборник Н...
  2. «Идеологизация» риторики
    Степень соответствия запросу: 38,32%
    Фрагменты текста поста : ... «Идеологизация» риторики Светлана Чернышева «Идеологизация» риторики: поэтика «советской народной сказки»... ... Именно поэтому для сакрализации вождей (героев) могли быть применены те же механизмы изображения, что и для древнерусских святых, будь то живопись или литература... ... 1920 - 1930-е годы характеризуются не только активным собиранием и изучением фольклора, но и широким распространением фольклорных жанров в литературе (литературные сказки в «детской» и «взрослой» литературе: А... ... Сказка как фольклорный жанр, с одной стороны, в полной мере репрезентирует ритуал, а с другой – позволяет использовать архаичные формы производства смыслов... ... Следует сказать, что сказочность в широком смысле неоднократно отмечалась исследователями как основная черта советской литературы в принципе (см... ... Одновременно с этим главное, что мы наблюдаем в становлении советской литературы и культуры, - это в первую очередь отказ от сказки , что в широком смысле означает реализацию концептуального для советской эпохи отказа от вымысла , наблюдаемого на различных уровнях (например, эта идея выражена в известной формуле «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»... ... В фольклоре народов Севера концепт `правды` актуализируется следующим образом: сказки, записанные в 1930 - 1950-е годы, нередко имеют вместо традиционной концовки такие формулы, как: «Но только это сказка... ... Это – сказка» (интересно, что подобные концовки зафиксированы и в фольклоре Новгородской области, собранном в более позднюю эпоху - в 1963-1999 гг... ... Важно при этом заметить, что жанр сказки наиболее легко поддается данному идеологическому изменению по причине отмеченной В... ... неуклонно нарастает поток мемуаров, статей, гимнов и прочих произведений, посвященных основателю великого государства» [ Вайскопф 2001 : 72], а также «его самому близкому другу и товарищу» (как гласит нанайская народная сказка)... ... Интересно, что при этом сюжет сказки нередко остается прежним, лишь переосмысливаясь, то есть в сказочные формулы вплетаются риторические и происходит характерная подмена: изначально не обладающему дидактичностью жанру приписываются функции и свойства жанра воспитательного... ... Традиционное для фольклора сравнение богатыря с орлом нередко встречается и в сказках о вождях (например, в сказке «Как два могучих орла к эвенкам прилетели»)... ... , например, нанайскую сказку «Солнце народа», где уже в заглавии выявляется означенный мотив)... ... Метасюжетом в сказках северных народов является (космогонический) сюжет, объясняющий, почему в тундре так мало солнца или повествующий о появлении солнца в данной местности (что, видимо, связано с климатическими условиями в первую очередь)... ... («Сказка о Солнце», «Солнце», «Звезда счастья», «Кто дал эвенкам солнце... ... Наиболее распространенным вариантом идеологических трансформаций является сохранение традиционной структуры сказки при одновременном изменении смысла любого из элементов этой структуры (это становится возможным при отмеченном выше принципиальном разделении составляющих частей ... ... Такова, например, эвенкийская сказка «Кто дал эвенкам солнце... ... Думается, что в советское время не было сложено ни одной по-настоящему новой сказки, а только соответствующим образом трансформировались давно известные и закрепленные в сознании сюжеты... ... Например, в сказке «Сталин смотрит на Север» (впервые опубликованной в ханты-мансийской газете «Сталинская трибуна» от 11... ... Характерно, что в этой сказке не происходит никакого действия, за исключением описания того, как великий вождь Сталин преобразовал жизнь эвенков... ... Рассмотрим функционирование системы этих противопоставлений в конкретном тексте – саамской «Сказке о Солнце»: « Черное небо лежало над страной, и было там так темно , что люди друг друга едва видели... ... Таким образом, закрепление истории об установлении Советской власти в сказке оказывается типологически сходным явлением с созданием «Краткого курса» и выполняет ту же функцию... ... Симптоматично, что в советских сказках народов Севера находит отражение и то сакральное отношение к Слову, которое было характерно для всей советской культуры... ... - наконец, освоение новой реалии происходит как освоение его названия, то есть того же Слова: «Самолет и Тынэлькут», где герой сначала пугается самолета, считая его летающей машиной, а потом, когда ему сообщают, как называется эта вещь, научается его произносить и сразу же перестает бояться: «Вот диво, я самолета испугался... ... С этой точки зрения закономерен сюжет о добывании солнца безымянным (или носящим старое имя) богатырем (сюжет, следовательно, типологически равен метасюжету советской литературы – об обретении «социального имени»)... ... В финале герой оказывается наделенным самым значимым в культуре «социальным именем» - именем вождя народа Ленина или Сталина... ... Естественным образом возникает вопрос о том, насколько «истинно народными» были эти сказки... ... Известно, что некоторые наиболее талантливые сказители были награждены почетными грамотами Верховного Совета (что подтверждает, сколь значим с точки зрения культуры был человек, транслирующий сказку), но в целом трудно судить о наличии конкретного автора того или иного текста... ... Избранные статьи о литературе... ... «Правда жизни» как формула реальности // Вопросы литературы... ... СНС 1951 - Сказки народов Севера...
  3. Алексей Лосев о судьбе и «тупике мысли» на Западе
    Степень соответствия запросу: 0,96%
    Фрагменты текста поста : ... Современная литература мало думает о значимости своего времени, а ведь писатель и поэт должен мыслить "... ... Я, по крайней мере, именно этому учусь в истории литературы, и я именно такую теорию вывожу из своих историко-литературных занятий... ... Я герой... ... Он герой... ... Вот почему между ними возникает борьба, и вот почему она заканчивается горой трупов в финале шекспировских трагедий, достойный венец абсолютизированного антропоцентризма... ... Я думаю, что античность у нас существовала в меру тех направлений, которые в русской литературе были... ... Так что античность в русской литературе существовала во все времена...
  4. Алексей Лосев о структуре, любви, тайне и ...
    Степень соответствия запросу: 0,29%
    Фрагменты текста поста : ... В любимом всегда имеется для любящего такая тайна, которая неисчерпаема... ... Любить это и значит видеть в любимом тайну, которую другие, нелюбящие, не видят... ... Но любящий непобедим, потому что он видит, а нелюбящие всегда победимы , потому что они ничего не видят в том, что для любящего является любимым... ... Любовь есть ощущение родства с любимым... ... Любящий и любимый всегда один другому родственны, всегда дышат одним воздухом, и этот воздух их общая родина... ... Любить значит критиковать, то есть находить в любимом положительное и отрицательное... ... Любить значит радоваться тому, что в любимом положительно, хорошо и страдать от его недостатков... ... Это значит поощрять в любимом добрые начала и бороться с несовершенным в нем...
  5. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой
    Степень соответствия запросу: 0,23%
    Фрагменты текста поста :

    ... Гимназия была основана Евгенией Альбертовной Репман и Верой Федоровной Федоровой... ... * * * В одном классе с Даниилом училась девочка – я назову только ее имя, Галя, – которую он полюбил в детстве и любил очень много лет... ... На первом исполнении Пятой симфонии Шостаковича в Большом зале Консерватории встретились герои романа... ... Надо сказать, что 25-летний приговор в то время был высшей мерой... ... в крохотной кухне я по вечерам топила печку, и был наш любимый живой огонь...
История внешних поисковых запросов
English German French Spanish Italian Japanese

Самые Главные


Доктор Базанов в Тольятти предлагает

Анонсы статей по темам:


Индивидуальные Годовые Ритмы обретаются здесь

Оглавление категорий:

Сервисы:

Наши услуги:


Нас по- и читают:


free counters


Счетчик любви Google




Домен для тебя:


Хостинги любые:

Виртуальный хостинг от 1$, шаблон сайта бесплатно

Подпишитесь на бесплатную рассылку Лео Шарка:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ
РИТМ - ПОДРОБНОСТИ

  Ваше имя :
  Ваш надёжный email :

Поддержите рубликом жизнеспособность сайта!


Для самоделкиных и почемучкиных:


Солнечные Круги обретаются здесь

Избранный софт:



Thursday

На верх страницы .
Created in 0,59150 seconds Leo Sharq Design by Amalgams 2009